Поиск по этому блогу

03.12.2020 г.онлайн семинар

 Добрый день уважаемые коллеги!

       Мы рады Вас приветствовать на семинаре. На базе нашего дошкольного учреждения «Детский сад № 2» г. Усолье-Сибирское организована городская методическая площадка по теме «Деятельностный метод обучения Людмилы Георгиевны Петерсон в практике работы ДОУ».

Целью нашей площадки - это внедрение в образовательную практику деятельностного метода, технологии «ситуация», как средство реализации ФГОС в ДОУ.

Сегодня мы представим на семинаре теоретические основы по данной теме. Наши встречи будут проходить систематически, согласно плану.

Итогом будет конкурс методических разработок по применению в практике данной технологии.

 Уважаемые коллеги вы можете нам задавать вопросы в комментариях. 



 Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п. 1.6 ФГОС ДО). Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. В этих условиях целям образования отвечает системно-деятельностный подход, который пробуждает инициативу ребенка, мотивирует его к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.

Главное место в организации образовательного процесса отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности воспитанников.

Деятельностный подход опирается на стиль партнерского взаимодействия воспитателя и детей. В центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

Совместная деятельность взрослых и детей имеет ряд преимуществ

1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослыми (сотрудничество

взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому, ребенок активен не менее взрослого). Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей.

2. Организация детской деятельности в различных, адекватному дошкольному возрасту формах. Диалог (общение) взрослого с ребенком. Рассадка взрослых и детей «по кругу».

3.Необязательность участия. Основной мотив участия (неучастия) в

образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса.

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно образовательного процесса у дошкольников предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. К ним можно отнести:

- игровые развивающие ситуации,

- проблемные ситуации,

- ситуации морального выбора,

- игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры,

- познавательно-исследовательская деятельность,

- проектная деятельность,

- сочинительская деятельность,

- коллекционирование,

- клубы знатоков,

- викторины,

- культурно-досуговая деятельность.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, исключает из образовательного процесса учебную деятельность как не существующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

Важным условием осуществления системно-деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон) в дошкольной образовательной организации является реализация системы основных принципов деятельностного метода обучения. Данные принципы выступают как необходимые психолого-педагогических условия организации образовательного процесса в современном детском саду.

- принцип психологической комфортности: предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Задача взрослого: побуждать и поддерживать интерес у воспитанников (говорим, делаем и играем вместе с детьми, даем возможность говорить, делать и играть самим детям);

- принцип деятельности: предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через «открытие» детьми и освоение в активной деятельности, под умелым руководством взрослого (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания);

- принцип минимакса: предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько сможешь);

- принцип целостности: представление о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки и системе наук);

- принцип творчества: ориентирует образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотрудничества детей и взрослых (ситуация успеха, настрой на творческое дело);

- принцип непрерывности: необходим для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой;

- принцип вариативности: предусматривает создание условий выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности.

Системно – деятельностный подход ставит несколько задач перед педагогом:

•Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком, мотивированным;

•Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

•Помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Реализация системно-деятельностного подхода будет наиболее эффективной при формировании предметно-развивающей среды, когда будет осуществляться личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитываться личностный опыт каждого воспитанника, организовываться, направляться и стимулироваться процесс самопознания и саморазвития.

Воспитателям ДОО необходимо владеть методами, приемами, педагогическими технологиями, активизирующие деятельность ребенка, способствующих самостоятельному открытию новых знаний, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности на основе деятельностного подхода.

Одной из таких технологий является технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.

 Прежде чем начать знакомство с технологией системно-деятельностного метода

«Ситуация», предлагаю вам обсудить следующие вопросы:

-Когда обучающемуся не интересно обучаться?

- Когда педагогу не интересно учить?

-Когда родители недовольны результатами обучения своего ребенка?

Переход к новому качественному образованию невозможен без:

1. Внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий,

2. Повышения профессиональной компетенции педагога

3. Взаимодействия всех субъектов образовательного сообщества

Что означает сам термин «технология»?

Слово «технология» происходит от греческих слов: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве

Любая технология имеет цель и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. Технологии, в которых цели и средства активизации составляют главную идею и становятся основой эффективности результатов, относятся к педагогическим технологиям на основе деятельности, специфичной для ребенка дошкольного возраста

Как вы понимаете, что же такое педагогическая технология?

В педагогике выделяются три точки зрения на понятие «педагогическая технология»: 1) комплекс современных технических средств; 2) процесс коммуникации; 3) средства и процесс обучения.

Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства - правила их использования - результат. Это ядро любой технологии в образовании.

 В основу технологии «Ситуация» положен метод рефлексивной самоорганизации, благодаря которому дети приобретают первичный опыт выполнения действий по преодолению затруднений. Целостная структура данной технологии включает в себя шесть последовательных шагов (этапов): введение в ситуацию, актуализация, затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия), включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка, осмысление (итог). В процессе образовательной деятельности, организованной по технологии «Ситуация», дети под руководством взрослого системно и целостно приобретают опыт выполнения таких универсальных действий, как действия по правилу, соотнесение своих действий с образцом, обобщение, фиксирование затруднения в деятельности, выявление причин затруднения, перебор вариантов выхода из затруднения, формулировка вопросов на понимание, постановка цели, планирование деятельности, соотнесение полученного результата с требуемым и др. Вместо традиционных занятий детям предлагается система развивающих проблемных игровых образовательных ситуаций.
Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

 Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций:

1.      образовательная ситуация «открытия» нового знания,

2.      образовательная ситуация тренировочного типа,

3.      образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая).

Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.

Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями, («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для саморазвития на протяжении всей жизни.

Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.

Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п. ситуации могут возникать, наполняться содержанием, продолжаться на протяжении одного дня, недели, месяца.

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки. В ней интегрируются разные занятия и свободная деятельность детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием. В ситуации могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Однако при всём разнообразии возникающих ситуаций они все вписываются, то есть являются составными частями единой структуры – рефлексивной самоорганизации, которая в учебной, а затем и в трудовой взрослой деятельности представляет собой механизм саморазвития.

Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.

В целом технология объединяет в себе несколько этапов. Все они важны и необходимы!

 Этап 1. «Введение в ситуацию»

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и  не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Например: 

Взрослая цель

Детская цель

ОС «Поможем маме-кошке»

Научить делать кошку с помошью оригами

Помочь маме кошке найти котят

ОС «Путешествие в страну музыки»

Знакомство с музыкальным знаком «пауза»

Спасти музыкальные инструменты

ОС «Загадочная посылка»

Знакомство со звуками В, Вь и буквой В

Открыть посылку

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.

 

Этап 2. «Актуализация».

На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

 Этап 3. «Затруднение в ситуации».

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

 Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.  

 

Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка».

Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.

 Этап 6. «Осмысление (итог)».

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избегать. Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

Проводя наблюдение образовательного процесса, мы увидели, что у детей не всегда получается ставить «детскую» цель.  Часто дети не готовы сказать, что они чего-то не знают, не умеют. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. А это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

 Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий